м.Новослободская | +7 (966) 320-1788 |
Тула | +7 (4872) 700-578 |
+7 (495) 795-99-27 |
Вот и опять я в Камбодже! Прошло три года, и я не думал, что вновь так скоро окажусь здесь. Прошлая поездка была совмещена с посещением юга Вьетнама. Теперь же я прилетел из Бангкока.
Помнится, сравнивая впечатления от посещения Вьетнама и Камбоджи, я говорил всем, что Камбоджа впечатлила меня куда больше. Это не потому, что Вьетнам мне совсем не понравился. Нет. И Сайгон (ныне Хо Ши Мин), и Фантьет, и, особенно, горное местечко Далат оставили во мне теплые воспоминания. Но Камбоджа!...
Я был тогда только в Сием Рипе в течение трех дней и посетил только Ангкор. Это было что-то необыкновенное. Во время пребывания там и особенно после поездки никак не покидало ощущение, что катастрофически не хватает времени: постоянно хотелось задержаться, осмотреться побольше, заглянуть еще туда и туда… Да и просто посидеть в задумчивости – и смотреть, смотреть, смотреть…
При этом в сравнении с пляжным Фантьетом, от городка Сием Рип осталось куда более сильное ощущение «курортности» и «отдыхательности». В общем, я был покорен Камбоджей, храмовым комплексом Ангкор и городком-курортом Сием Рип. Впрочем, я увлекся…
Прошло всего три года и мне посчастливилось снова оказаться здесь. Посмотреть то, на что не хватило времени в прошлый раз. Окунуться в эту атмосферу кхмерского бытия и знойного воздуха, наполненного ароматами тропических джунглей. Да и просто любопытно было узнать, что изменилось там за это время. И смогу ли я повторно получить заряд положительных эмоций такой же силы, как три года назад?
Кстати, именно в период между этими поездками в мире были избраны и названы новые семь Чудес Света. Когда обсуждались объекты – претенденты на это звание, я ни сколько не сомневался, что Ангкор станет одним из чудес. Увы! Видать, такой маленькой стране не хватило достаточного веса, чтобы пробить политические интриги «сильных мира сего». Хотя во время этого посещения я нашел и другие причины не попадания этого истинного Чуда Света в семерку.
Итак, мы приземлились в уже знакомом мне аэропорте города Сием Рипа, таком непривычно маленьком по сравнению с нашими. Да и летели мы из Бангкока на небольшом винтовом самолете. При подлете к месту при снижении можно было разглядеть в иллюминатор, что почти все поля и даже лесные участки как будто затоплены. Вспомнилось из путеводителей, что всю Камбоджу с севера на юг пересекает крупнейшая река Индокитайского полуострова Меконг. Казалось, что Меконг разлился и мы приземляемся во время наводнения. Успокаивало то, что об этом ничего не говорилось в новостях. А я прекрасно знал, как выращивается рис, за счет чего и живет все население Юго-Восточной Азии.
На этот раз процедура прохода через таможню и получения багажа заняла буквально 10 минут. Может потому, что мы летели не в группе. Или же все-таки что-то потихоньку меняется в этом королевстве в лучшую сторону?!! За эти десять минут пребывания в аэропорту меня успели повеселить трижды. Первое, это наличие пятнадцати (да, да! не меньше!) офицеров в регалиях, которые сидели рядом за длинной стойкой и передавали по цепочке наши паспорта друг другу, пока мы шли вдоль этой стойки. Каждый по очереди открывал наш паспорт, что-то находил в нем интересное, но я даже не заметил, чтобы они что-то отмечали. Зато каждый из них был с ног до головы обвешан планками с наградами, которые, видимо, получил во время такой «тяжелой» и ответственной службы.
Второй веселый инцидент произошел на паспортном контроле, где ставится виза в паспорт. Делающий отметку молодой офицер задержал мой паспорт и, смотря на меня, начал строить гримасы и недвусмысленно водить губами. Если бы он был не в форме и не на службе, я бы точно воспринял, что мне предлагают услуги интимного характера, которые очень распространены в массажных салонах города Сием Рипа.
Благополучно отвязавшись от «дружелюбного» паспортиста, я быстро получил багаж и направился узнать курс местной валюты. Это нужно для правильной ориентировки на местности, чтобы не давать избыточные чаевые и не попасть впросак, что очень часто происходит в первый день пребывания в любой новой стране.
Тут я заметил, что какая-то местного вида женщина увязалась за мной, тщательно приглядываясь к моему чемодану. Когда я уже выходил из зоны прилета, она вдруг все-таки обратилась ко мне на плохом и не очень понятном английском, при этом все время показывая пальцем на мой чемодан, а именно – на привязанную красную ленточку на ручке моего нового синего чемодана. Но меня было не провести! Я очень решительно что-то ей ответил и показал на маленький металлический навесной замочек медного цвета, на который самолично закрыл чемодан еще в Бангкоке. Но она не унималась, и по мере того, как я размышлял, когда и где она успела навестить на ручку моего чемодана свою красную ленту, во мне все сильнее закрадывались сомнения... «А где же мой чемодан?!».
Благо, все разрешилось. Мой чемодан, такой же синий и с таким же точно замочком, одиноко катался по транспортерной ленте.
В веселом приподнятом настроении я вышел из помещения аэропорта под уличный зной и тут же увидел своего будущего гида.
Он представился как Поли, что очень «соответствовало» его виду. Более всего он походил на добродушного пастуха преклонных лет, то есть – на пенсионера. Говорил он по-русски «никак», но зато очень и очень уверенно. И сразу доверительно поведал, что еще в советские времена учился в Алма-Ате. Главным же преимуществом нашего гида, как мы узнали по мере знакомства с ним и по ходу экскурсий, было его умение решать все вопросы и подстраиваться под наши вкусы и интересы.
Он тут же поведал нам, что накануне был большой ливень, поэтому многие земли, дороги и даже территории отелей «немного» залило (в чем я успел убедиться еще из самолета).
Глядя вверх на облака, я задал самый животрепещущий вопрос: «А будут ли еще дожди? И как часто они бывают?».
На что он ответил в своем стиле с располагающей к себе улыбкой: «Я не знаю. Мы телевизор не смотрим». Кое-как мы выяснили, что дожди если и бывают, то во второй половине дня и ночью. И небольшие, короткие, что, разумеется, нас успокоило и порадовало…
Однако при проезде мимо нескольких отелей мы видели, что вся площадь перед входом в них представляла сплошной пруд, из которого выглядывали скульптурные изваяния... Но нам повезло – в нашем отеле все было сухо. А погода в последующие дни нас просто баловала, дожди действительно проливались только по ночам.
Отель 4*, где мы остановились, оказался приличным во всех отношениях. Сравнивая с прошлым, могу сказать, что на отеле как-то не зацикливаешься, приезжая в Сием Рип. Их отличие в интерьере, в размере бассейна, ассортименте продуктов на завтраке – не принципиальные. Всюду доброжелательность, сверхвнимательность персонала и умиротворенность, витающая в воздухе.
Делал три массажа в самом отеле: качественно, приятно, и всего по 20 у.е. за час. Кстати, массажи в городе всего по 10 долларов. Но это – на любителя.
Так вот, отель если и стоит выбирать, так только из соображения расположения относительно центра. Хотя и из нашего отеля до центра ехать было 7-8 минут на «тук-туке». А в Камбодже все очень дешево.
Прошло всего три года, но Сием Рип было не узнать. Точнее, узнавался прежний приятный курортный городок, в дневное время весь залитый обильным южным солнцем. Но вечером Сием Рип меня приятно удивил! И именно своим понятием «центр». Понятно, что вся жизнь здесь строится вокруг Ангкора. С утра пораньше, буквально с первыми лучами солнца, туристы выдвигаются на экскурсии по всем многочисленным разбросанным на приличных расстояниях друг от друга храмам древней кхмерской цивилизации. А пораньше из-за палящего солнца, особенно сильного в середине дня – в общем, оно не является самым лучшим спутником во время экскурсий.
Кто-то, как мы, отправляется на авто или автобусике с кондиционером. Другие пользуются услугами «тук-тука», что не так комфортно, но зато экономичнее и экзотичнее. Много встречается белых путешественников на велосипедах. «Здоровый образ жизни» заставляет соответствовать ему и здесь, в джунглях, вдали от современной цивилизации. Не представляю, как они это выносят? Потеют или нет? Может их обезвоженные тела уже ко всему привыкли?!
Разъехавшись по разным храмам и весям, к обеду туристы обычно возвращаются в городок. Перекусывают в различных заведениях, в отелях или в небольших забегаловках на улочках. В отеле в это время полезно купнуться в бассейне и поспать часок после обеда.
Следующая волна поездок приходится на вторую половину дня. Хотя многие храмы закрываются уже в 6 часов, но перед время перед их закрытием тоже весьма благоприятно для того, чтобы побродить по лабиринтам фантастических сооружений и развалин. Да и туристов в это время значительно меньше: мы, например несколько храмов в это время посетили в практически в полном одиночестве.
А с закатом солнца вся жизнь опять перемещается в Сием Рип. Помнится, в прошлый раз я делал несколько вылазок по ночному городу в разных направлениях. Один. Не скажу, что это было как-то страшно – я люблю подобные выходки, будоражащие кровь. Но удаленные темные улочки все же не были таким уж приятным местом для прогулок. Я запомнил тогда один рыночек, который работал допоздна. А дальше была абсолютная темнота и неухоженная дорога, по которой я не решился двигаться.
Так вот, в этот раз на мои слова «до центра» взятый у отеля тук-туковец лихо повез меня через городок как раз в том направлении, куда в прошлый раз я сам не решился пройти. И – о чудо! Что я вижу! Ночная жизнь кипит здесь во всей красе, сверкает витринами, наполнена звуками мелькающих «тук-туков» и мотобайков, кишит торговцами, завлекателями массажных салонов, кафешками с шипящими прямо на улицах котлами. Но и это еще не центр! Чуть дальше я попал практически в Европу с огромным количеством стрит-баров для тех, кто любит комфорт, знакомую обстановку, пиво, европейскую еду и обязательные большие экраны телевизоров.
Кто бы мог подумать, что это все появилось недавно и развилось так быстро! В общем, проблема – как скоротать вечера, теперь остается в прошлом.
Обычно экскурсионные программы начинают с главного храма Ангкора – AngkorWat. Но по прошлой поездке я сказал бы, что большее впечатление произвели на меня лично другие сооружения. И первое из них – храм Та-Пром, весь поросший джунглями. Мне не терпелось посмотреть его еще раз. В прошлый раз, например, мы даже в один из дней выбрались к нему пораньше, пока было не так много туристов.
На этот раз впечатление от просмотра было смазано. Храмовый комплекс продолжает разрушаться, в некоторые развалины вход уже был закрыт, там идет реставрация.
Конечно, будет очень досадно, если и этот комплекс будет полностью реставрирован. Тем самым он лишится своей основной прелести – причины такой популярности у туристов.
Этот гигантский некогда храм, посвященный индуистскому богу Браме, так и стоит сегодня, весь заросший джунглями.
Его стены и остатки башен обвиты гигантскими корнями деревьев, как будто вырастающих прямо из камней и плит храма.
Таким образом, он имеет такой же вид, который имели все храмы Ангкора, построенные в X–XIIIвеках и остававшиеся в забвении до середины XIX века, когда их случайно обнаружила в непроходимых тропических джунглях французская экспедиция.
Первые реставрационные работы были начаты еще в 1907 году, но несколько раз на длительное время прерывались из-за неспокойной обстановки в регионе.
В 70-х годах прошлого века в развалинах Ангкора размещались отряды красных кхмеров. Окрестности древнего комплекса были заминированы.
Только с 1992 года, когда ЮНЕСКО включила храмовый комплекс Ангкор в список памятников мирового значения, начались реставрационные работы, которые длятся и по сей день.
Камбоджа – страна бедная, поэтому в реставрации участвуют в основном соседние страны (в большей степени – Япония). Но время и буйная тропическая растительность, похоже, опережают ход реставрационных работ.
Храм Та-Пром – буддийский. Бывший город монастырь. Как говорят экскурсоводы, в нем когда-то жило более 13 тысяч человек. Сегодня в храме властвуют джунгли.
Деревья обхватили корнями как щупальцами стены и не отпускают их. Возможно, эти корни поддерживают остатки стен храма. Картина, захватывающая воображение. Как рассказывают, именно в этом храме снимались кадры известного фильма «Лара Кроуфорд — расхитительница гробниц».
Единственным недостатком этого храма является как раз его большая популярность у туристов. Как следствие, здесь всегда много народу, стоящих в очередь, чтобы сфотографироваться у очередного щупальца природного божества.
А так хотелось бы побыть там в одиночестве, особенно на закате. А еще лучше — в темноте, без освещения, так чтобы шорохи и звуки леса, испарения растений вызывали дрожь и сосущее покалывание в спине.
Ангкор Ват
А на следующий день с утра был все-таки Ангкор Ват. И в этот раз он меня впечатлил куда больше. Наверное, все-таки первого раза было не достаточно, чтобы понять величие этого памятника, его красоту и загадку, заложенную в нем. Неслучайно все путеводителя рекомендуют после первых посещений большинства храмов оставить еще один день на повторное визит-осмысление наиболее понравившихся.
Храм Ангкор Ват окружен большим рвом – целым озером шириной аж под 200 метров. Наш гид Поли на вопрос: «Какова глубина рва?» ответил в своей манере: «А кто его мерил…». Говорит, что больше 50 метров была когда-то. Если это неправда, то все равно – красивая. Через ров с двух противоположных сторон построены дамбы к основным воротам. Так со стороны основной дамбы и представляют храм на многочисленных картинах, фото и сувенирах о Камбодже.
Храм построен в виде трехуровневой конструкции со знанием основ геометрии и оптического восприятия. Подходя к центральной башне, высота которой 55 метров, попадаешь в плен интересного оптического эффекта, когда центральная часть храма с пятью башнями святилищами становится все значительнее. И при этом всегда видны только три башни из пяти.
Эффект «роста» храма Ангкор Ват при приближении к нему построен на том, что высота террас образует геометрическую прогрессию со знаменателем, равным двум. Так что охватить взором весь храм можно только с расстояния 360 метров.
Секрет-загадка Ангкор Вата не раскрыта до конца. Полагают, что все сооружения описывают индуистскую модель мироздания, т. е. Вселенной, как это понимали ее создатели. Расположения практически всех храмов повторяют в плане некоторые созвездия, что объединяет их с загадочными сооружениями цивилизаций Древнего Египта, шумеров, майя.
В центре Вселенной стоит гора Меру – обитель богов. Гора окружена водами мирового океана, по которому разбросаны материки. Внутри горы находится фаллос Шивы (лингам), олицетворяющий собой «символ животворящей силы».
Величественный центральный храм поражает не только своим величием и архитектурным совершенством. Как сообщают древние китайские хроники, башни храма были покрыты листами золота и сверкали как при солнечном, так и при лунном свете, создавая завораживающее зрелище. Видимо поэтому многие рисунки храма местные художники делают при лунном свете, а небо при этом имеет невероятные расцветки.
На храм подняться можно только по очень крутой лестнице, специально оборудованной для туристов. Забравшись наверх и переведя дух, сразу обращаешь внимание на внутреннее построение храма, представляющее дворик с четырьмя бассейнами. «Символизируют 4 стихии» – сказал Поли, и потом долго вспоминал четвертую (Огонь, Земля, Воздух, Вода). Вокруг проходят галереи, которые внутри формируют крест. В «Камере сердца» всем предлагают загадать желание, которое обязательно сбудется. Трехкратное ударение сжатым кулаком себе в грудь отдается усиленным в камере эхом.
Из многих башен, расположенных на галереях, открывается великолепный обзорный вид на весь комплекс, расположенный внизу, а также на всю окружающую местность. Это прекрасная возможность сделать снимки на память. Мне тут вспомнилась гора в Сигирии (Шри-Ланка), где также был безумно великолепный вид на окружающие просторы. И ощущение неприступной крепости, в которой можно находиться долго, возвышаясь над всем миром.
Следует отметить, что в главный храм простые паломники не имели доступа во времена империи Ангкор. Зато их взору были доступны внутренние галереи первого уровня комплекса, их длина около 600 метров. Они украшены барельефами из мифологии древних кхмеров. Древние архитекторы украсили каждый сантиметр каменных поверхностей стен и колонн, буквально даже на уровне ног замечаешь сохранившиеся ажурные узоры. Первоначально в храме присутствовали и резные деревянные части – потолки, двери, – которые, конечно, не сохранились.
При отделке галерей внутри храма по периметру идет удивительный барельеф: сюжеты эпических поэм «Рамаяна» (описание жизни Рамы) и «Махатбарата». Барельефы из-за частого прикосновения рук паломников и туристов кажутся сделанными из мрамора.
На барельефах галереи второго уровня изображены около двух тысяч Апсар – небесных танцовщиц. Особенно блестят обнаженные груди почти у всех фигурок Апсар, на что постоянно обращал наше внимание Поли. Причем нет ни одной повторяющейся фигуры, все прически и позы у танцовщиц меняются. «Что означает эта Апсара?» – спрашивали мы у гида. Но Поли, хитро улыбаясь, лишь односложно отвечал: «Красиво!». Мол, древний эпос, культура кхмеров.
Сюжеты каждой из галерей можно разглядывать часами. Как Рама с богом обезьян Хануманом борются с похитителем Ситы. Как Кришна пленяет царя демонов. Бой Вишны с демонами. В Восточной галерее есть самый впечатляющий барельеф воплощения Вишну в виде черепахи, а рядом демоны держат Нага за голову, тут же рядом Брахма, Лакшми и Хануман. Подобные сцены, но уже в исполнение актеров театра «Апсара», исполняются в Сиеп Рипе во время торжественного ужина-представления для туристов.
Апсары
Нимфы или полубогини в индуистской мифологии, по кхмерским представлениям – духи облаков и воды.
Вот такие прекрасные танцовщицы, одетые в богатые одеяния с драгоценностями. Носят разные прически. Из тысяч барельефов нет ни одного одинакового.
Почему их груди так блестят, за десятки лет начищенные прикосновением миллионов рук? Потому что они – обольстительницы. Апсара – «дочь наслаждения»( сумАд атмаджА). Их призвание – насылать любовное безумие. Их сила – чувственность, грациозность, безупречное владение телом, пальцами рук, искусством танца. Их слабость – чрезмерная любовь к азартным играм и вину.
Апсары способны перемещаться по воздуху (отсюда – «небесные танцовщицы») и творить чудеса.
Теперь я разгадал смысл хитрой улыбки нашего гида. Он сам находится в плену этих чудесных созданий. Наверняка они грезятся ему по ночам.
И бог знает, чем они там занимаются с ним. Ведь их красота, символизирующая страсть (не случайно скорпион изображается на бедре у апсары), разрушает аскетизм даже у мудрецов. А слова о «индийском представлении об идеальной женственности» – это только для туристов.
Это я до начала обольщения апсарой. Что произошло со мной во время танцев и после – фотокамера не запечатлела.
Уловить движения рук не всегда удается даже камере. А повторить подобное не представляется возможным. Стоит упомянуть, правда, что нынешние танцовщицы из театра «Апсара», овладевшие почти в совершенстве техникой танца, не достигли высот науки обольщения.
То ли не хватало «драйва», как в турецком танце, или оголенности некоторых частей тела, как в арабском танце живота. Получилось так, что во время одного из танцев сидящий у самого первого стола пожилой иностранец даже заснул и клюнул носом об стол. Но я «списал» это на количество выпитого им пива.
Храм Байон
Храм находится в центре комплекса Ангкор-Том.
Издалека храм Байон представляет как бы причудливое нагромождение камней,
но согласитесь, впечатляющее зрелище.
Это трехуровневое сооружение с высотой центральной башни в 45 метров. Всего храм Байон украшают 54 квадратные башни разной высоты, и на каждой из 4-х сторон всех этих башен красуются 216 ликов.
Каменное четырехгранное лицо с полуопущенными веками, смотрящее прямо на вас, производит впечатление на каждого. Особенно оно сильно перед закатом, в сумерках.
Туристы смотрят на эти изваяния в состоянии «кролика перед удавом» – завораживающее ощущение, до жуткого, но оторваться нельзя. Где бы вы ни находились, создается впечатление, что эти лица смотрят на вас.
Вдоль нижних уровней Байона на внешних стенах галерей красуются барельефы (говорят, 11 тысяч фигур), изображающие сцены из обыденной жизни древних кхмеров.
Там есть и петушиные бои, и тайский бокс. Общая длина стен с барельефами составляет 1200 м.
Правда, историки до сих пор расходятся во мнениях - то ли это лицо Будды, то ли одного из правителей Кхмерской империи, построившего храм.
Бантей-Срей – один из самых отдаленных храмов Ангкора.
Посещение этого замечательного храма мы совместили с поездкой к горе Пном-Кулен.
Бантей-Срей был построен в конце X века и посвящен богу Шиве.
Как и многие другие, этот храм также окружен стеной, за которой выкопан ров.
Храм состоит из трех хорошо сохранившихся башен.
Стены башен украшены фигурами богов и барельефами с картинами из их жизни.
К этим трем башням подход был закрыт, и сразу понимаешь почему.
Этот храм заслуженно пользуется популярности у туристов. Но туристов здесь бывает не так много, как в Ангкор Вате.
Все-таки сюда нужно ехать 20 с лишним километров.
Храм Бантей-Срей очаровывает своими небольшими размерами и фантастической красотой резьбы по камню.
Построенный, а скорее – как бы вырезанный из розового песчаника, Бантей-Срей в буквальном переводе означает «цитадель женщин», что подчеркивает изящную красоту изумительной резьбы по камню.
Он полностью покрыт прекрасной, глубокой и замысловатой резьбой, отнее не остается ни одного свободного места.
Маленькие размеры, розовый цвет песчаника, богатство орнамента стен и воздушные просторы вокруг храма…
Очень интересны входные ворота и аллея с «факелами», фигурки богов в виде обезьян, вся композиция храма и особенно двери-порталы, похожие на врата в другой мир.
Поездка к горе Пном-Кулен
В прошлый раз я не брал эту экскурсию. Поездка заняла часа полтора и дала возможность познакомиться с природой и сельскими местностями Камбоджи.
Подъем в горы происходил по крутой и узкой дороге. После дождя дорога в одном месте была слегка размыта, пришлось чуть выждать, пока ее восстановят.
Узость дороги привела к особому графику ее использования: до 12 часов дня машины поднимаются только вверх, после – только вниз.
Местами дорога проходила в настоящих непролазных джунглях, а белые отметки на придорожных деревьях призывали местных жителях воздержаться от браконьерства.
Поли спокойно прокомментировал, чтобы не охотились на тигров и прочих диких животных. Мол – национальный парк.
Достопримечательностями этой горы являются три основных объекта. Первый – это самое священное место в Камбодже – огромный лежащий Будда, высеченный прямо на верху огромного камня-скалы.
И, соответственно, – рядом храм, являющийся местом паломничества буддистов. Поли сказал, что и сам король Камбоджи сюда частенько прилетает на вертолете.
Это место обладает особенной энергетикой, и как сказал наш гид, считается «местом силы».
Чего не сказал нам Поли, но можно вычитать в справочниках, так это то, что именно здесь в 802 году король Джаяварман II объявил себя монархом Вселенной и положил начало кхмерской империи.
Вторая достопримечательность горы Кулен – водопад. Последождевые потоки воды мощным напором низвергаются вниз.
Первая ступень всего высотой метра три, и здесь даже можно купаться, получая удовольствие от природного массажа падающей и текущей с большой силой воды.
Спустившись ниже по отвесным ступеням, можно лицезреть основной каскад водопада, а точнее ощущать миллионы брызг и «водяной пыли», на сотню метров долетающей до туристов.
Жаль, такое романтическое место не совсем удачно расположено, чтобы увидеть и сфоткать водопад во всей его красе.
Третья достопримечательность – ручей «тысячи лингамов», или проще – мужских членов. Прямо на дне ручья в камнях высечены эти условные, но всем понятные объекты.
В течение сотен лет короли и жители проходили ритуал поклонения богу Шиве и просили у него мужскую силу и здоровье.
Местные дети, которых вокруг появляется немало, жестами поясняют суть ритуала, в котором должен участвовать только мужчина.
В этот раз, из-за большой воды и скорости течения, участие в ритуале признавалось небезопасным.
Но говорят, что у женщин есть возможность в тот же вечер или ночь убедиться в действенности многовековой энергии.
И наш Поли с лукавой улыбкой подтвердил, что еще ни одна туристка на следующий день не жаловалась.
Прошло несколько дней, пришла пора лететь обратно. Голова пухнет от впечатлений, кажется – видели все, что могли и даже больше. А по прошествии нескольких дней начинаешь понимать, что опять что-то не посмотрел, что-то не увидел, мимо чего-то пробежал…
И понимаешь, что все равно приедешь сюда с удовольствием – один, или два, или несколько раз, все равно всегда будет что-то новое и неизвестное!